Незаконное пересечение границы в 2019 году

Что это значит

Лица, нарушившие законодательные нормы РФ при въезде/выезде из страны, признаются виновными в случаях умышленного совершения преступления/проступка.

Объективной стороной правонарушения является перемещение через границы РФ любым доступным способом (пешим ходом, на транспортном средстве) в обход пропускных пунктов, либо через них без соответствующих документов.

Преступление признается совершенным в случаях прохождения пограничной линии. В зависимости от тяжести проступка нарушителя обвиняют в соответствии со статьей 18.1. КоАП РФ «Нарушение режима Государственной границы РФ», либо статьей 322 УК РФ «Незаконное пересечение границы РФ».

В случаях, когда переход был совершен группой лиц, либо при участии третьих лиц, преступление рассматривается в соответствии со статьей 67 УК РФ.

Ответственность за незаконное пересечение границы РФ

– дознаватель – должностное лицо
органа дознания, правомочное либо
уполномоченное начальником органа
дознания осуществлять предварительное
расследование в форме дознания, а также
иные полномочия, предусмотренные УПК
РФ;

– прокурор – Генеральный прокурор
РФ и подчиненные ему прокуроры, их
заместители и иные должностные лица
органов прокуратуры, участвующие в
уголовном судопроизводстве и наделенные
соответствующими полномочиями Федеральным
законом о прокуратуре;

– следователь – должностное лицо,
уполномоченное осуществлять предварительное
следствие по уголовному делу, а также
иные полномочия, предусмотренные УПК
РФ.

Субъективная сторона характеризуется
прямым умыслом и целью воспрепятствования
всестороннему, полному и объективному
расследованию дела.

Незаконное пересечение границы в 2019 году

Субъект преступления – общий.Квалифицирующий признак преступления
– вмешательство в деятельность суда,
прокурора, следователя или лица,
производящего дознание, совершенное
лицом с использованием своего служебного
положения.

Создание или
участие в организованной группе лиц
для содействия иностранному гражданину
или лицу без гражданства в незаконном
въезде в Российскую Федерацию, незаконном
выезде из Российской Федерации, незаконном
транзитном проезде через территорию
Российской Федерации и незаконном
пребывании (проживании) в Российской
Федерации, а равно для содействия
гражданину РФ в незаконном пересечении
Государственной границы РФ, — наказывается

1.
Организация деятельности общественного,
религиозного объединения либо иной
организации, в отношении которых судом
принято вступившее в законную силу
решение о ликвидации или запрете
деятельности в связи с осуществлением
экстремисткой деятельности, а равно
финансирование экстремисткой деятельности
или экстремисткой организации, —
наказывается…

2.
Участие в деятельности общественного,
религиозного объединения либо иной
организации, в отношении которых судом
принято вступившее в законную силу
решение о ликвидации или запрете
деятельности в связи с осуществлением
экстремисткой деятельности, — наказывается

Примечание.
Лицо, добровольно прекратившее участие
в деятельности общественного, религиозного
объединения либо иной организации, в
отношении которых судом принято
вступившее в законную силу решение о
ликвидации или запрете деятельности в
связи с осуществлением экстремисткой
деятельности, освобождается от уголовной
ответственности, если в его действиях
не содержится иного состава преступления.

Считаем также
возможным изменить редакцию и
антиэкстремисткой статьи Кодекса об
административных правонарушениях.

Ответственность за незаконное пересечение государственных границ для граждан России, иностранцев и лиц без гражданства различна.

 от 2000 до 5000 рублей  для граждан РФ
 от 30 000 до 50 000 рублей   для должностных лиц
 от 400 000 до 800 000 рублей  для юридических лиц
 от 2000 до 5000 рублей с последующим административным выдворением  для иностранцев/лиц без гражданства

Пересечение границы РФ лицами, которым въезд на территорию РФ заведомо запрещен, влечет уголовную ответственность в виде:

  • штрафа в размере до 300 000 рублей с последующей депортацией;
  • принудительные работы сроком до 4 лет;
  • тюремное заключение сроком до 4 лет;
  • тюремное заключение сроком до 6 лет для лиц, совершивших преступление группой по предварительному сговору.

Исключение составляют случаи незаконного пересечения границы с целью получения политического убежища (подкреплено статьей 63 Конституцией РФ), а также въезд/выезд, осуществляемые в режиме ЧС:  авария, несчастный случай, стихийное бедствие, необходимость срочной медицинской помощи (подкреплено статьей 9 ФЗ от  апреля 1993 года).

Незаконное пересечение границы не считается незаконным в случаях, когда оно было совершено неумышленно (задержанный заблудился, бежал из плена).

Статья Административного Кодекса

Прочие случаи нарушения регламентируются статьей 18.1. КоАП РФ «Нарушение режима Государственной границы РФ».

В соответствии с ней к ответственности привлекаются граждане РФ и иностранцы:

  • не предоставившие все необходимые документы сотруднику пограничного контроля:
  • участвующие в незаконном провозе лиц через пограничную линию;
  • переходящие границу в неположенном месте;
  • участвующие в охоте, рыбалке в непосредственной близости к государственной границе.

Ответственность за незаконное пересечение границы РФ

Принцип территориальной
целостности и неприкосновенности
государственной территории предполагает
строгий запрет на организацию
сепаратистских движений. Их общественная
опасность чрезвычайно высока.

Как
совершенно справедливо указывает А.
Бьюкенен, «утверждение, что распространение
сепаратистских движений может иметь
разрушительные последствия для
международного порядка и мира – скорее
преуменьшение, чем преувеличение
реальной опасности».301

Незаконное пересечение границы в 2019 году

Вопрос о сепаратизме
является «камнем преткновения» двух
принципов международного права: принципа
территориальной целостности государств
и принципа самоопределения народов. На
необходимость сочетания данных принципов
обращалось внимание в множестве
международно-правовых актах.

Так,
Декларация ООН о предоставлении
независимости колониальным странам и
народам (1960 г.) заявила, с одной стороны,
что все народы имеют право на самоопределение
и в силу этого свободно устанавливают
свой политический статус и осуществляют
свое экономическое, социальное и
культурное развитие, а с другой стороны,
— что всякая попытка, направленная на
то, чтобы частично или полностью разрушить
национальное единство и территориальную
целостность страны, несовместима с
целями и принципами Устава ООН.

302
Декларация о принципах международного
права (1970 г.), провозгласившая в качестве
одной из основных идей сотрудничества
государств принцип равноправия и
самоопределения народов, предполагающий,
в том числе, и право на отделение и
создание самостоятельного государства
как форму реализации права на
самоопределение, тем не менее, также
указала, что «ничто в приведенных выше
абзацах не должно толковаться как
санкционирующее или поощряющее любые
действия, которые вели бы к расчленению
или к частичному или полному нарушению
территориальной целостности или
политического единства суверенных и
независимых государств, действующих с
соблюдением принципа равноправия и
самоопределения народов, как этот
принцип изложен выше;

Как было указано
выше (см. Глава 1, § 1), при всей кажущейся
противоречивости рассматриваемых
принципов, цивилизованное сообщество
выработало достаточный арсенал
демократических средств их сочетания.

Тем не менее, современная социальная и
политическая практика все еще
свидетельствует о наличии попыток
реализовать право на самоопределение
без учета иных принципов международного
права, что приводит к появлению различного
рода сепаратистских движений.

Предлагаем ознакомиться:  Федеральный закон о тишине в многоквартирном доме

Понятие сепаратизма,
как «движения за отделение части
государства и создание нового
государственного образования или за
предоставление части страны автономии»,303
не известно действующему уголовному
законодательству.

Незаконное пересечение границы в 2019 году

Однако нормы,
направленные на предотвращение распада
государства, в нем, безусловно,
предусмотрены. Речь идет о ст. 279
«Вооруженный мятеж», ст. 280 «Публичные
призывы к осуществлению экстремисткой
деятельности», ст.

2822
«Организация деятельности экстремисткой
организации». Таким образом, можно
говорить о том, что отечественному
законодательству известны насильственная,
призывная и организационная деятельность,
направленная на причинение вреда
территориальной неприкосновенности
государства.

«Статья 281.1.
Незаконное отчуждение должностным
лицом части территории Российской
Федерации

1. Незаконное
отчуждение должностным лицом части
территории Российской Федерации
иностранному государству — наказывается
лишением свободы от пяти до десяти лет
с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до пяти лет.

2. То же деяние,
совершенное лицом, занимающим
государственную должность Российской
Федерации или государственную должность
субъекта Российской Федерации, а равно
главой местного самоуправления, —
наказывается лишением свободы от семи
до пятнадцати лет с лишением права
занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью
на срок до десяти лет с конфискацией
имущества или без таковой.

а) совершены группой
лиц по предварительному сговору или
организованной группой;

б) совершены из
корыстной или иной личной заинтересованности;

в) нанесли ущерб
внешней безопасности Российской
Федерации или повлекли иные тяжкие
последствия, —

наказываются
лишением свободы свыше пятнадцати лет
с конфискацией имущества».305

Прежде чем оценить
этот законопроект считаем необходимым
обратить внимание на некоторые частные
неточности и упущения, содержащиеся в
части третьей предлагаемой статьи.
Во-первых, считаем лишним указание в
пункте «в» на последствие в виде нанесения
ущерба безопасности, поскольку всякое
отчуждение территории государства
безусловно предполагает такой ущерб;

Если принять во
внимание эти замечания, то предлагаемую
норму «в чистом виде» вполне можно
рассматривать в качестве частного
случая превышения должностных полномочий
(ст. 286 УК РФ), имеющего повышенные санкции.

Указанные действия могут быть также
составной частью вооруженного мятежа
(ст. 279 УК РФ), если совершаются должностным
лицом под давлением мятежников; если
же преступление совершается по заданию
иностранного государства, его можно
расценить как разновидность государственной
измены в форме «иного оказания помощи»
(ст. 275 УК РФ).

Таким образом, мы можем
заключить, что современный арсенал
уголовно-правовых средств борьбы с
рассматриваемым видом незаконной
деятельности должностных лиц вполне
адекватен поставленным задачам
обеспечения территориальной целостности
России, а потому введение специальной
нормы будет выглядеть излишним.

Наиболее опасным
преступлением в системе норм о защите
страны от сепаратизма закон признает
вооруженный мятеж. Вооруженный
мятеж не определяется законом сам по
себе, в статье речь идет только об
организации либо активном участии в
вооруженном мятеже с целью свержения
или насильственного изменения
конституционного строя РФ либо нарушения
ее территориальной целостности.

Таким
образом, исходя из текста закона, нам
известен лишь один объективный признак
мятежа – его вооруженность, и один
субъективный – направленность против
конституционного строя и целостности
государства.

Обычно
мятеж определяется как «стихийное
восстание, вооруженное выступление
против власти».306
Однако в юридической науке однозначного
определения данного понятия нет.
Ткачевский Ю. М. и Тяжкова И. М.

«вооруженный
мятеж представляет собой насильственные
действия с применением оружия группы
лиц либо законных вооруженных формирований,
отказывающихся повиноваться законам
и совершающих действия, направленные
на свержение власти, насильственное
изменение конституционного строя или
нарушение территориальной целостности
России».307

На наш
взгляд, исходя из отечественного и
зарубежного опыта борьбы с государственной
преступностью, следует различать понятия
неповиновение и мятеж. Безусловно,
всякие мятежнические действия выступают
в качестве проявление акта неповиновения,
но от всех иных видов неповиновения
мятеж отличается целым рядом признаков.

В юридической литературе неповиновение
традиционно рассматривается в качестве
одной из форм неисполнения приказа (ст.
332 УК РФ), при этом под неповиновением
понимается «открытый отказ от исполнения
приказа», «наиболее дерзкая форма
неисполнения приказа, демонстративное
противопоставление своей воли воле
начальника».

308
Таким образом, неповиновение предполагает
наличие определенного, конкретного
требования или распоряжения, от исполнения
которого виновный уклоняется. В ситуации
неповиновения законным требованиям
власти это означает наличие конкретного
закона, указа, иного нормативного акта,
исполнению которого противится виновный
или их группа.

При мятеже же такой
конкретики не существует, действия
виновных характеризуются своей
направленностью на изменение
конституционного строя в целом или на
нарушение территориальной целостности
России.

Если при неповиновении нарушаются
в первую очередь интересы управления,
целостность и единство системы
исполнительной власти, то при мятеже
под угрозу ставится целостность
государства как такового.

Отличие
неповиновения от мятежа заключается и
в том, что мятеж всегда предполагает
вооруженный характер действий. Признак
вооруженности раскрыт Пленумом Верховного
Суда РФ применительно к банде, но
полагаем, что сделанные им указания
справедливы и для мятежа. Согласно п.

5
Постановления Пленума Верховного Суда
РФ № 1 от 17. 01. 1997 г. под вооруженностью
следует понимать «наличие у участников
банды (читай – у участников мятежа –
авторы) огнестрельного или холодного,
в том числе метательного, оружия, как
заводского изготовления, так и
самодельного, различных взрывных
устройств, а также газового и пневматического
оружия. …

Использование участниками
нападения (читай – участниками мятежа
– авторы) непригодного к целевому
применению оружия или его макетов не
может рассматриваться в качестве
признака их вооруженности.309

Правила

Для легального пересечения границы РФ иностранцам необходимо соблюсти следующий порядок действий:

  1. Собрать документы, необходимые для въезда в страну.
  2. Оформить миграционную карту.
  3. Встать в очередь на миграционный контроль для иностранных граждан.
  4. Пройти процедуру миграционного учета.
  5. Пройти таможенной контроль.
Предлагаем ознакомиться:  Сроки исполнения решения суда по гражданским делам

Рассмотрим каждый из перечисленных этапов более подробно.

Регистрационный пакет. В перечень документов, необходимых для въезда в РФ, входят:

  • загранпаспорт с остаточным сроком действия 6 месяцев (минимум);
  • билеты на обратную/дальнейшую дорогу;
  • виза (при наличии визового режима между странами);
  • справка об отсутствии ВИЧ-инфекции;
  • медицинская страховка;
  • декларация на транспортировку животных, товаров, вывоз валюты (при наличии);
  • в случаях пересечения границы на автомобиле – водительские права, свидетельство о регистрации машины, 2 декларации о ее  вывозе.

Перечисленные бумаги иностранец предоставляет в органы пограничного контроля.

Заполнение миграционной карты.  В зависимости от способа пересечения границы с РФ, получить миграционную карту вы сможете:

  • у представителей органов пограничного контроля (при пересечении на автомобиле);
  • у членов экипажа (при путешествии водным, воздушным транспортом);
  • у проводников (при следовании поездом);
  • у водителя (при передвижении на общественном транспорте).

Заполнение карты производится до начала миграционного контроля.

Документ имеет пронумерованные страницы А (въездная) и Б (выездная).  Бланк принято заполнять синими, либо фиолетовыми чернилами. Иностранцы, не владеющие русским языком, могут вписывать данные латинскими буквами.

Максимальный срок действия миграционной карты – 1 год со дня получения.

Прохождение миграционного контроля. Встаньте в очередь на прохождение контроля для иностранных граждан. Предоставьте сотруднику пограничной службы паспорт, заполненную миграционную карту и визу.

После проверки документов в удостоверение личности и карту проставляют отметки о въезде.  На руки иностранцу выдается виза, паспорт и выездную часть (бланк Б) карты.

Таможенный контроль. На этапе досмотра представители таможенного контроля проверяют багаж на наличие запрещенных к ввозу товаров и веществ.

Незаконное пересечение границ РФ – уголовно и административно наказуемое правонарушение. Его последствием может стать выдворение из страны и запрет на дельнейший въезд на территорию РФ.

Заключение

Соблюдение принципа
территориальной целостности и
неприкосновенности государства является
сегодня одним из столпов международного
права. Его положения твердо гарантируют
невмешательство во внутренние дела
государства, признание и уважение его
суверенитета и существующих государственных
границ, обеспечивают соблюдение мира
во взаимоотношениях между государствами.

Россия, являясь
постоянным членом ООН, участницей (в
качестве правопреемника СССР)
Заключительного Акта Совещания по
безопасности и сотрудничеству в Европе,
поддерживая Декларацию о принципах
международного права, касающихся
дружественных
отношений и сотрудничества между
государствами в соответствии с Уставом
Организации Объединенных Наций,
признает, что предписания принципа
территориальной неприкосновенности и
целостности являются основой для
развития ее международных отношений и
национального права.

Правовая система
России содержит ряд предписаний
относительно соблюдения принципа
неприкосновенности государственной
территории, при этом особая роль в деле
охраны общественных отношений,
складывающихся по поводу соблюдения
этого принципа, принадлежит уголовному
праву.

Проведя
теоретико-правовой, историко-правовой,
компаративно-правовой, догматический,
социологический анализ положений
Российского уголовного закона в части
обеспечения территориальной целостности
и неприкосновенности государства, мы
пришли к следующим основным выводам.

Незаконное пересечение границы в 2019 году

1. Принцип
территориальной целостности и
неприкосновенности государств, являясь
универсальным и общепризнанным, выступает
в качестве одного из источников
Российского уголовного права, детерминируя
появление в нем правовых предписаний,
устанавливающих санкции за приобретение
чужой территории путем угрозы силой
или ее применения, нарушение
неприкосновенности государственных
границ, инспирирование и поддержку
сепаратистских движений, использование
иностранной территории без согласия
ее суверена, использование своей
территории таким образом, что этим
наносится ущерб территориям других
государств.

2. Эволюция
нормативных предписаний отечественного
уголовного законодательства, направленных
на защиту неприкосновенности и целостности
территории России, проходила на фоне
становления международного понимания
государственной территории и границ,
и внедрения принципа территориальной
неприкосновенности в практику
межгосударственного общения.

При этом
Российское государство изначально
криминализировало посягательства на
территориальную целостность со стороны
его граждан (подданных) в форме
государственной измены, бунта, заговора
(XV
– XVII
в. в.);

затем установило ответственность
за различного рода преступления,
связанные с нарушением неприкосновенности
Государственной границы (XIX
в.); и лишь в новейшей истории установило
уголовную ответственность за насильственный
захват чужой государственной территории
(XX
в.).

3. Современная
система уголовно-правовых норм об охране
территориальной целостности и
неприкосновенности России включает в
себя предписания о запрете агрессии и
пропаганды агрессии (ст. 353, 354 УК), о
запрете незаконного пересечения или
изменения Государственной границы (ст.

а)
в усилении ответственности за пропаганду
войны против своего государства, б) в
дифференциации ответственности за
развязывание и ведение войны, в)
справедливо криминализируют любые
формы незаконного пересечения границы
и устанавливают ответственность за
организационную деятельность, направленную
на пересечение границы;

а также некоторые
погрешности, заключающиеся в установлении
ответственности за нарушение
территориальной целостности иностранного
государства и в криминализации нарушения
правил пограничного режима.

5. Нормы российского
УК об агрессии могут быть применены как
к российским гражданам, планирующим,
подготавливающим, развязывающим и
ведущим агрессивную войну против
иностранного государства, так и к
иностранным гражданам, осуществляющим
аналогичные действия против РФ.

В целом,
соответствуя задачам обеспечения мира
и безопасности человечества, они могут
быть скорректированы за счет: а)
криминализации указанных в ст. 353 УК
действий не только в отношении агрессивной
войны, но и в отношении войны в нарушение
международных договоров;

б) перенесения
признака развязывания агрессивной
войны в часть вторую ст. 353 УК; в) включения
в текст УК примечания к ст. 353, определяющего
понятие агрессии, понятие войны в
нарушение международных договоров и
устанавливающего круг субъектов данных
преступлений;

г) криминализации любой
формы пропаганды агрессивной войны; д)
расширения круга субъектов в
квалифицированной пропаганде войны
путем дифференциации ответственности
государственных и общественных деятелей.

6. К нормам об охране
Государственной границы следует отнести
предписания ст. 271 УК «Нарушение правил
международных полетов», которая в
совокупности со статьями 322 и 323 УК может
стать основой отдельной главы в структуре
УК – «Преступления против неприкосновенности
Государственной границы», следующей
после главы о преступлениях против
правосудия.

Совершенствование
законодательства об охране неприкосновенности
границы может включать в себя: а)
установление в части первой ст. 322 УК
ответственности не только за пересечение
границы без документов или разрешения,
но и за пересечение границы в неустановленном
месте;

б) исключение указания на цель
действий в составе противоправного
изменения границы с одновременной
фиксацией признака их противоправности;
в) изменение названия статьи 323 УК; г)
введение уголовной ответственности за
организацию незаконного пересечения
Государственной границы.

Предлагаем ознакомиться:  Нужно Ли За Границу Брать Свидетельство О Рождении Ребенка

7. Защита РФ от
проявлений сепаратизма установлена
нормами о запрете вооруженного
посягательства на территориальную
целостность РФ, пропаганды экстремисткой
деятельности и организации деятельности
экстремисткой организации.

Их
совершенствование может включать в
себя: а) определение мятежа в тексте
диспозиции ст. 279 УК как вооруженного
выступления; б) криминализацию вооруженных
посягательств на конституционный строй
и территориальную целостность не только
РФ в целом, но и ее субъектов;

в) уточнение
круга деяний, призыв к совершению которых
можно квалифицировать как преступление
за счет указания на преступления,
предусмотренные ст. 278, 279 УК, а также на
преступления террористического характера
и преступления экстремистской
направленности;

г) криминализацию
финансирования экстремисткой деятельности
или экстремисткой организации. В КОАП
РФ нуждается в совершенствовании ст.
20.3, содержание которой необходимо
привести в соответствие с положениями
Закона «О противодействии экстремисткой
деятельности».

Указанные положения,
не претендуя на бесспорность, способны,
на наш взгляд, обеспечить последовательность
в соблюдении международных обязательств
России на национальном уровне,
гарантировать ее национальные интересы,
повысить степень защищенности ее
территориального суверенитета, и тем
самым способствовать укреплению
положения России на международной
арене.

Незаконное пересечение границы в 2019 году

Объектом преступления являются
общественные отношения в сфере правосудия.

– показаний свидетеля – сведений,
содержащих ложную или искаженную
информацию о любых относящихся к
уголовному делу обстоятельствах, в том
числе о личности обвиняемого, потерпевшего
и своих взаимоотношениях с ними и другими
свидетелями;

– показаний потерпевшего –
сведений, сообщенных им на допросе,
проведенном в ходе досудебного
производства по уголовному делу или в
суде, содержащих ложную информацию о
событии преступления (время, место,
способ и другие обстоятельства совершения
преступления), о характере и размере
вреда, причиненного преступлением, о
взаимоотношениях с подозреваемым,
обвиняемым и т. п.;

– заключения эксперта –
представленные в письменном виде
содержание исследования и выводы по
вопросам, поставленным перед экспертом
лицом, ведущим производство по уголовному
делу, или сторонами, которые носят не
соответствующий действительности
характер;

– показаний эксперта – сведения,
сообщенные им на допросе, проведенном
после получения его заключения, в целях
разъяснения или уточнения данного
заключения, не соответствующие выводам,
полученным в ходе исследования;

– показаний специалиста –
сведения, сообщенные им на допросе об
обстоятельствах, требующих специальных
познаний, а также разъяснения своего
мнения, которые не соответствуют
суждениям по вопросам, поставленным
перед специалистом сторонами;

– заведомо неправильного перевода.

Заведомо ложные показания свидетеля,
потерпевшего, эксперта, специалиста – умышленное искажение, извращение
данных, умалчивание о существенных
обстоятельствах, составляющих предмет
доказывания.

Заведомо ложное заключение эксперта
– неверная оценка фактов либо вывод,
не соответствующий действительности,
не основанный на материалах дела.

Заведомо неправильный перевод –
искажение, извращение, ложное истолкование
смысла переводимых материалов дела или
документов.

Высказывание свидетелем или потерпевшим
различных версий, предложений в ходе
проведения следственных действий не
образует состава анализируемого
преступления.

Состав преступления по конструкции – формальный. Дача ложных показаний на
предварительном следствии считается
оконченной с момента подписания протокола
о производстве любого следственного
действия, а в ходе судебного разбирательства
– с момента окончания допроса.

Субъективная сторона – прямой
умысел.

1. Нормативно-правовые акты

  1. Устав Организации
    Объединенных Наций (1945 г.) // Действующее
    международное право. Т. 1. М., 1996. С. 7 –
    33.

  2. Заключительный
    акт Совещания по безопасности и
    сотрудничеству в Европе (1975 г.) // Сборник
    действующих договоров, соглашений и
    конвенций, заключенных СССР с иностранными
    государствами. Вып. XXXI.
    М., 1977. С. 544 – 589.

  3. Декларация оправе
    народов на мир (1984 г.) // Международные
    акты о правах человека. Сборник
    документов. М., 2000. С.104.

  4. Декларация о
    принципах международного права,
    касающихся дружественных отношений и
    сотрудничества между государствами в
    соответствии с Уставом Организации
    Объединенных Наций
    (1970 г.) // Действующее международное
    право. Т. 1. М., 1996. С. 65 – 73.

  5. Декларация об
    усилении эффективности принципа отказа
    от угрозы силой или ее применения в
    международных отношениях
    (1987 г.) // Действующее международное
    право. Т. 1. М., 1996. С. 103 – 110.

  6. Декларация о
    неприменении силы или угрозы силой во
    взаимоотношениях между государствами
    – участниками Содружества Независимых
    Государств (1992 г.) // Информационный
    вестник Совета глав государств и Совета
    глав правительств СНГ «Содружество».
    1992. № 4. С. 5.

  7. Резолюция
    ООН 3314 об определении агрессии // Донской
    Д. Агрессия – вне закона. Об общепризнанном
    определении агрессии. М., 1976. С. 132 – 135.

  8. Римский Статут
    Международного уголовного суда (1998 г.)
    // Костенко Н. И. Международный уголовный
    суд. М., 2002. С. 190 – 263.

  9. Конституция
    Российской Федерации (1993 г.). М., 1993.

  10. Уголовный кодекс
    РФ (1996 г.). М., 2003.

  11. Закон РФ «О
    государственной границе» от 01. 04. 1993 г.
    // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 17. Ст.
    594.

  12. Закон РФ «О
    континентальном шельфе Российской
    Федерации» от 25. 10. 1995 г. // Собрание
    законодательства РФ. 1995. № 49. Ст. 4694.

  13. Закон РФ «Об
    исключительной экономической зоне
    Российской Федерации» от 17. 12. 1998 г. //
    Собрание законодательства РФ. 1998. №
    51. Ст. 6273.

  14. Закон РФ «О
    внутренних морских водах, территориальном
    море и прилежащей зоне Российской
    Федерации» от 31. 07. 1998 г. // Собрание
    законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3833

  15. Закон РФ «О
    безопасности» от 05. 03. 1992 г. // Российская
    газета. 1992. 6 мая.

  16. Закон РФ «О недрах
    Российской Федерации» от 03. 03. 1995 г. //
    Собрание законодательства РФ. 1995. №
    10. Ст. 823.

  17. Концепция
    национальной безопасности. Утверждена
    Указом Президента РФ 17. 12. 1997 г. // Собрание
    законодательства РФ. 1997. № 52. Ст. 5909.

  18. Концепция внешней
    политики // Российская газета. 2003. 11
    июля.

  19. Постановление
    Президиума ЦИК СССР «Об объявлении территорией
    Союза ССР
    земель и островов, расположенных в
    Северном Ледовитом океане» от 15 апреля
    1926 г. // Собрание законодательства СССР.
    1926. № 32. Ст. 203.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Adblock detector